Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Господь исцеляет 5000 только мужчин, не считая жен и детей, т.е. было как минимум свыше 10 000 людей, которые очень внимательно слушали Спасителя, так внимательно, что забыли о всём земном. Уже вечер наступил и только ученики напоминают, что надо бы народ отпустить, потому что и место пустынное и надо купить пищи, чтобы как-то подкрепиться. (Мф.14:15-21) Такое бывает со святыми проповедниками или благочестивыми, боголюбивыми душами, которые слушают. Святитель Нектарий Эгинский с сёстрами, когда разговаривал по вечерам, они не то, что вечер, они не замечали, что ночь заканчивается. Так случилось и здесь. И Спаситель и Боголюбивейший народ Божий так были поглощены этой беседой, этим Словом Божиим, что забыли о земном.
И вот условие совершения чуда:
— невозможно исправить естественными причинами ситуацию,
— и второе, человек должен быть способным вместить эту благодать чуда.
Скажем, невозможно исцелить просто тело человека, если он не освятится и душою. Почему раньше было много чудес — от мощей, от икон исцелялись люди, потому что жили духом, а не плотью. Как сказано: «Аще духом живём, духом и да ходим» (Гал.5:25), т.е. если дух животворит тело и тело живёт только благодаря духу, так надо и жить духом, заботиться о душе, а не о теле.
К этому же подводит и апостол Павел в своём послании сегодня (1Кор.1:10-17). Начинает с того, что просит быть в единодушии и в единомыслии. Говорит: «Слышал, что у вас разделения происходят, один говорит: я — Павлов, другой: я — Аполлосов, а третий: я — Кифов, т.е. Петров». Вы слышали, что бывает такое в монастырях, на приходах, когда один говорит: я — чадо такого-то священника, а другой: я — чадо другого священника, какие-то группировки возникают, какие-то вражды возникают. И апостол говорит: «Неужели Христос разделился? Или что, Пётр или Павел за вас распялись, что побеждена смерть, и вы усыновлены Богу. Благодарю Бога, говорит, что я немногих из вас крестил, чтобы вы не говорили, что я во своё имя крестил, а не во Иисуса Христа. Я, говорит, послан не крестить, а благовествовать». Какой смысл, какая сила в Крещении, если человек не принял умом, сердцем словеса Божии? Идеи, мысли Евангельские, по которым он мыслит и живёт по этим мыслям.
Говорит, «я проповедовал не в премудрости слова», т.е. не философствуя, не витийствуя, «чтобы не упразднить Крест Христов». Вот главная его проповедь: Крест и Воскресение Спасителя. И говорит, что «Крест для погибающих — это юродство», т.е. безумие. Для сынов века сего главная задача жизни — наслаждение телом. Все силы употребляются для этого, деньги копятся, воюют с ближними ради этого, чтобы наслаждаться, чтобы никто не ущемлял их наслаждение это телесное. «А для нас», — говорит, — «Крест — Сила Божия», потому что никто, никогда и нигде без Креста не избавлялся от грехов, не очищался от страстей. Никто не приобщался без Креста благодати, Света, Славы Божией, никто без Креста не становился собеседником Ангелов и другом Божиим.
Аминь!