Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Эта неделя называется «Неделя перед Воздвижением». Пора задуматься о кресте. И первое, надо понимать, что не наши небольшие, кратковременные, если это необходимо, страдания, составляют крест. Этим мы только можем прикоснуться к великому дару, который Господь Христос дал всему миру.
Крест, как хранитель всея Вселенныя! Крестом утвердилась вся Вселенная, яже не подвижится (Пс.92:1). Не будет уже больше этих катаклизмов, что Ангелы падают и превращаются в бесов. Не будет падения человека больше, т.е. Крест — хранитель всея Вселенныя. Крестом освящается всё в этом мире, всякое священнодействие крестом совершается.
Ангелы, которые свергли диавола с Небес, совершенно новое, другое Богопознание получили, когда увидели вочеловечевшегося Бога, когда увидели вознесшегося Христа на крест. Они вместе с нами на каждой Литургии стараются приникнуть к этому таинству страдания Христова, преложения хлеба и вина в Кровь и Тело Господних.
Крест — оружие мира. Каждый человек ищет мира, покоя. Но диавол его обманывает. Человек старается побольше поспать, послаще поесть. Что он от этого получает? Какой покой? Блудные возбешение, разжжение плоти. Сребролюбие, которое разъедает душу и человек начинает воевать с окружающими ради денег. Ещё страшнее получается со страстями души. Диавол учит жить широко, свободно общаться, дерзко, любить славу человеческую, не обращать внимания на превозношение. Что от всего этого человек получит? Уныние и отчаяние. И вот в этом мире крест — оружие мира. Он несёт мир всему составу человека: и телу, и душе. Целомудрие, воздержание умиряет тело, а милость, смирение, любовь в конечном итоге несут «мир всяк ум преимущий» в душу человека.
Надо иметь в виду, что существуют труды произвольные (когда мы стараемся что-то как-то трудиться) и труды непроизвольные (то, что нам Господь посылает). И последние — намного важнее первых. Это можно сравнить, когда мастер подходит к посредственной картине и несколькими штрихами шедевр творит. Мы очень приблизительно представляем с какими страстями и как нам нужно бороться? И эти непроизвольные труды: скорби, обстояния, искушения (Господь, которые нам посылает) — ими Господь образ, если хотите, портрет нашей души (который по образу Божиему сотворённый) воссоздаёт. Поэтому Григорий Синаит говорит: «Не сказал Господь: «в молитве вашей или в посте вашем стяжите души ваша», но сказал: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19).
Ещё нужно вспомнить отца Иоанна Крестьянкина, он говорит: «Можно очень сильно ошибиться, если не представлять в какое мы время живём. Первое время было время чрезвычайных дарований, наше время — время чрезвычайных обстоятельств». Наверное к этим чрезвычайным обстоятельствам нужно причислить то, что мы бесконечно обуреваемся мыслями, слухами о каких-то кризисах, о слухах войны. Ещё больше одолеваемся развращённым обществом, безобразным блудным телевидением и интернетом, от которых, если человек себя не оградит, не может Дух Божий пребывать в нём.
Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящего Своего Креста.
Аминь!