Седмица 15-я по Пятидесятнице. Рождество Пресвятой Богородицы. 21.09.2022

←Вернуться назад

… Иоаким и Анна. Когда рождается Господь, утроба девичья освящается Рождеством Его, необыкновенное освящение, совершенно другое изменение, другой человек — Богородица. Благодаря тому, что Слово Божие, Господь в Неё вместился. Нечто подобное происходит, когда Анна зачала Богородицу — вот это освящение. Чем? Вот этим самым плодом — Богородицею, этим младенцем. А как так? Она же Богородица от Иоакима и от Анны, Она же от них происходит. Да нет! Ещё и Господь творит эту чистейшую святую душу.

Обратите внимание, Богородица рождается, когда Иоакиму и Анне 80 лет. Помните, у нас была история, как Сарра зачала Исаака от Авраама, ей было 80 лет. Родители Иоанна Предтечи 80-летними рождают. Это не только уже возраст плоти, но и весь духовный опыт, жизнь и труд человека приводит к тому, что уничтожается плотская страсть так, что возможно появиться душе – младенцу Святому. Итак, они родили, когда им было 80 лет. Тогда браки рано заключались, т.е. практически 60 с лишним лет они что терпели? Поношения!  Их не считали за людей, они грешники, их гнали, с ними не общались, 60 с лишним лет! Ты когда говоришь: «Спаси меня Господи и помилуй», ты что просишь? Скорбей, болезней, искушений и прочего. Потому что никто не миловался и не спасался без этого, а только этим способом. Но они же не поступили, как знаете, в книге аввы Дорофея.

Досифей спрашивает монаха:
— слушай, как ты их так спокойно и всё переносишь? 
— Да, что их терпеть! Они вообще собаки.

Иоаким и Анна, они же так не поступали. Они же были святые люди. Они же относились к Израилю, как к народу Божию, в котором Господь действует. Все святые не смотрят на грехи, на страсти человека, нет! Это лукавое зрение! Это лукавое око! Они смотрят на то, что есть в человеке святого, Божеского! 

Апостол Павел сегодня говорит: «Смерть действует в нас, чтобы в вас действовала жизнь» (2Кор.4:11-12). Всё для вас, Господь поставит пред Собой меня и вас: «Се аз и дети яже ми дал есть Бог» (Ис.8:18, Евр.2:13). Святые они всё больше в себя людей вмещали. Есть местночтимые, есть всероссийские, есть вселенские святые.

Вот сегодня празднуется праведный Симеон Верхотурский — столп церковный. У нас частицы мощей его в иконе есть. Я к тому, что — как это всё происходит? Как человек мыслит, как он не смотрит на грехи, а смотрит на святость, которая в человеке есть от Бога. «Побеждайте зло добром» (Рим.12:21). 

«И всеславное славим рождество Твое»*. Когда мы говорим о празднике «всеславный», «всепразднственный»? Когда он имеет отношение к самому главному — к воплощению Спасителя, к нашему спасению. Вот эти двунадесятые праздники, они потому и двунадесятые, они потому всепразднственные и всеславные, потому что они к нашему спасению, к вочеловечивания Христа. 

«Неплоды рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея»**. «Неплоды» — это неплодная Анна. Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Питательница Жизни — какой жизни? Христос — наша жизнь. Питательница Христа, Питательницу Жизни нашея. Сам Господь говорит: «Аз есмь Путь, Истина и Живот» (Ин.14:6).

Надо жить веселее, надо умирать веселее. Почему? Для кого жизнь Христос, для того смерть — приобретение! (Флп.1:21)

Аминь!

* Величание на праздник Рождества Богородцы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

** Кондак на Рождество Богородицы
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.