Неделя 25-я по Пятидесятнице. 26.11.2017

←Вернуться назад

(Лк.10:25-37)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Некий законник искушает, испытывает Христа, он задаёт очень важный вопрос: «Что делать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Господь спрашивает: «А в законе, что написано? Как ты понимаешь? Что ты читаешь?» Тот правильно отвечает: «Возлюби Господа Бога и возлюби ближнего своего». И уже не искушая, но хотя… написано «оправдаться» (это не в том смысле, что как-то объясниться, а он хочет уже правду Божию познать. Узнать, как нужно правильно поступать?) И спрашивает Спасителя: «А кто ближний мой?»

Этот вопрос наверно возник оттого, что уже в то время было учение, что Моисеевы заповеди нужно применять по отношению к благоверным иудеям. А вот, если язычник, то это необязательно. У нас тоже такие мысли появляются: если русский, если верующий, то значит повнимательнее, а если иноплеменник, которых сейчас много вокруг нас, то может и необязательно.

Но Спаситель на этот вопрос говорит притчу о милосердном самарянине. Там священник и левит проходят мимо человека, который попал в руки разбойников и страшно избит ими. Что же они такие злые эти священник и левит? И обратите внимание, левит подошёл и посмотрел, рассмотрел, кто это там лежит и что с ним такое? Священник даже не останавливается. Отчего? Наверно от того, если так можно сказать, насколько высокими идеями и мыслями занята была их голова.

О чём я говорю? В Ветхом Завете, если священник или левит прикасались к мертвецу, им нельзя уже было совершать Богослужение, им полагалось очищение. И вот ради этих высоких мыслей и идей, и ради Богослужения эти люди позволяют человеку умирать, бросают его.

Мы с вами точно также поступаем. Когда? Когда ради собранности, молитвенности, внимательности, мира души, чистоты и прочего (очень похвального) пренебрегаем людьми, которые впали в такие, знаете, духовные разбойники. Экстренные ситуации: человек обманут диаволом, прельщён грехом и бесами побит, и мы им пренебрегаем.

И в такой ситуации, знаете, что бывает? Вот мы церковные и молитвенники опаздываем! Нас опережают некие такие милосердные самаряне, т.е. люди, которые в общем не такие верующие, как мы (уж правил таких церковных не знают) и не такие молитвенники, но они отзывчивые, они человеку помогают. Они послушали и посоветовали, и помолились, и помогли. Они опережают нас в Богопознании и в приближении к Богу.

Этот же милосердный самарянин по сути был еретик. Самаряне — это еретики, они неправильно понимали и исполняли закон Моисеев. Но доброе дело, сделанное в Боге, исправляет человека, Господь направит и к правой вере. А вот нас, если мы озабочены тем, чтобы соблюдать правила церковные и правило молитвенное соблюдать (всё это хорошо, никто не спорит), но оставили милость, служение ближним, помощь братии. Что нас исправит?

Какими словами описать стремление, любовь наших преподобных старцев Оптинских к Богу, к Небесам, к чистоте, к миру, к созерцанию? И они, ради служения ближним, принимали народ, разбирали их грязные грехи, страсти, старались просветить их души, молились, кровь проливали за них.

Так и нам необходимо стремиться не только к тихой, спокойной, мирной, молитвенной жизни, но и ещё быть готовыми к неожиданностям. Что появится вот такой человек, избитый бесами, и мы готовы должны быть пожертвовать своим и миром, и прочим (хотя, конечно, стараться сохранить всё это), но обязательно помочь этому ближнему. Потому что Господь сказал: «Иди и ты твори такожде».

Аминь!