Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня 1 сентября, в России — День Знаний. Мы однажды молились у греков, и во время Богослужения много ребятишек заходят вместе с учителями, целые классы. У них тоже был День Знаний, но в день памяти великих Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И в этом есть, конечно, смысл. Зачем знание без Бога? Апостол Павел пишет: «Знание надмевает, любовь назидает» (1Кор.8:1). «Надмевает» значит уничтожает, губит человека. Но говорит: «Тот, кто любит Бога, тому дано знание от Бога» (1Кор.8:3). И сегодня ещё память иконы Божией Матери Прибавление ума.
Антоний Великий говорит: «Что такое ум? Что такое знание? Что это такое? Если знать все изречения мудрецов, всё это прочесть — это ещё не знание». Он говорит: «Знание — это когда человек может различить добро и зло». Но кто по-настоящему, до тонкостей это различение добра и зла имеет? Вот это — «Где правильно? Где праведно?» Слово «праведник» — именно от этого умения отличить добро и зло. Конечно, это атрибут святости. Отличить добро и зло в тонкостях может только человек праведный.
Хорошо, как же тогда приобретать эти качества праведности, святости? Как они приобретаются? У Иоанна Лествичника одна из глав называется так: «О матери добродетелей — блаженной и священной молитве». Матерь добродетелей — Божественных качеств — это молитва. Она священная, потому что, как Григорий Нисский говорит: «Результатом того, что мы молимся, является то, что мы пребываем с Богом». Поэтому молитва у нас — священная и блаженная. Блаженная, потому что, знаете, как отцы говорят: «Никто бы не молился, если бы в молитве человек не получал от этого блаженства, счастья, радости, утешения». Ну, никто бы не молился. Поэтому блаженная молитва.
Как научиться молитве? Человек, когда взрослым воцерковляется, переживает такое, знаете, называют это «предваряющей благодатью». Когда человек ещё ничего не сделал, только начнёт молиться, уже такое посещение Божие, такая благодать у него! Он начинающий (только воцерковляется взрослым уже). Но потом этот период проходит и одни ленятся, а другие слушают совесть, которая говорит: «Пора и потрудиться. Пора научиться понуждению, заставлять себя». Самый тяжелый труд — молитва. Заставлять себя молиться. Молитва сухая, трудовая, скучная, но ты себя заставляешь. И это, говорят отцы, ценно перед Богом, потому что ты своё произволение показываешь.
Потом очень важный такой этап, очень многие этим делились из монахов, из людей занятых и знаменитых, важных. Пока не помолишься утром много, много! Так, что сияешь, как раскалённое железо, вот на это железо никакая пакость не садится, когда оно раскалено. Вот так пока не помолишься, не берись ни за какое дело! Очень важная вещь! У человека этот день, когда он так помолится с утра, совершенно по-другому проходит. Он в благословении Божием, легко и просто весь день проходит.
Ещё очень важный этап, когда человек всё-таки решает: «пора за душой следить своей». Эти помыслы, которые ты принимаешь в душе — это же грех. И выход только один — надо жить с молитвой. Как и говорит апостол: «Молитесь всегда, молитесь везде, непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Выход один: чтобы у тебя не было помыслов — надо жить с молитвой.
Но кто и это одолеет, есть тогда очень важная вещь, совершенно особое делание — Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного». Почему совершенно особая молитва? Особой силы молитва! Как мы сегодня слышали: «Господь превознесе Его (Христа) и дарова имя Ему еже паче всякого имени. Да о имени Иисусове поклонится всякое колено небесных и земных, и преисподних» (Флп.2:9-10). Вот такой силы! Почему? А вот имя Господне — Иисуса Христа Спасителя нашего, в честь которого всё мы имеем, только через Него. Сам Он говорит: «Я есть Истина, Путь и Живот» (Ин.14:6). То есть всё только от Христа. Поэтому и силу имеет такую — молитва Иисусова.
Но очень важно понять, когда человек читает каноны, акафисты, Псалтирь, то отцы учат так: «Как язык твой разбирает вкус пищи, так и ум должен понимать читаемое». Но когда человек приступает к Иисусовой молитве — всё по-другому! Совершенно другой образ внимания, надо научиться этому образу внимания. Я понимаю, что когда на человека какой-то помысл напал, он барабанит: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного». Это всё правильно, чтобы какое-то нападение преодолеть — да. Но как делание Иисусовой молитвы… Под руководством духовника и только так! Отцы предупреждают, что невозможно какие-то дарования получить — Господь не может дать тебе ничего. Потому что столько тебя ожидает искушений, прелести всякой, ошибок, что без руководства ты точно зарулишь куда-то не туда. Поэтому только с благословением духовника берёшься за это делание. И как берёшься? Считай себя недостойным произнести это святейшее имя! С крайним благоговением, с крайним вниманием, аккуратностью, тогда может быть что-то получится.
И теперь, нет никаких талмудов написанных «Как научиться вниманию?» Есть всего лишь одна фраза на белом свете, которую надо запомнить: «Заключать ум в слова молитвы». То есть не общим помолом, как мы можем какие-то молитвословия творить, нет! В каждое слово этой молитвы ты должен свой ум заключить: Господи. Иисусе. Христе. Сыне. Божий. Это по сути есть выражение любви — «Возлюби Господа всем сердцем твоим, всем помышлением, всей душой, всей крепостию!» (Лк.10:27) Вот это особое такое сосредоточенное внимание в Иисусовой молитве требуется.
И каковы результаты этого сосредоточенного внимания в Иисусовой молитве? Подчеркиваю, совершенно другое внимание, нежели чтение акафисов, канонов и прочее. Человек этим вниманием прилепляется к Богу. «Прильпе по тебе душа моя: мене же прият десница Твоя» (Пс.62:9). Прилепляется к Богу так, что он уже может сохранить какие-то дарования, которые Господь ему даст. Если этого нету, он не удержит, это будет только грех. Вот человеку дал, а он всё растерял.
Вот только такое внимание, которое человек приобретёт в этом делании, даст ему гарантию того, что он удержит эти дарования. И тогда да, вот уже и сердечная молитва, про которую невозможно сказать, что это такое («объяснить невозможно», — говорит Симеон Новый Богослов). Тогда оно приведёт и к бесстрастию блаженному, к очищению от страстей — в этом делании! Самодвижную молитву! Тогда оно приведёт к тому, что отцы говорят: «сыноположения дарование», то есть пришествие Святого Духа. То есть: «Ревнуйте о дарованиях больших, и ещё путь вам по превосхождению показую» (1Кор.12:31).
Аминь!