Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Вспоминаем сегодня Крест Господень. Слышим повествование Евангельское о Его страданиях, слышим Воскресное Евангелие, когда Господь исцеляет больных и чудесным образом питает 5000 людей, не считая жен и детей (Мф.14:14-21). Истинны песнопения Страстной седмицы: «Что сделал вам, люди Мои, больных ваших исцелил, алчущих напитал, вы же воздали за манну — желчью, за живоносные источники — уксусом. Безмерное твое благоутробие Христе адовыми узами содержима зряще» — в каноне Пасхи. «Безмерное благоутробие». На каждом богослужении отцы многократно через возгласы священника говорят о человеколюбии Господнем:
— Яко благ и Человеколюбец Бог еси,
— Яко милостив и Человеколюбец Бог еси,
— Милостью, щедротами и человеколюбием единородного Сына Твоего,
и другие.
Отцов потрясало то, что Святой Господь, Чистый, Праведный терпит наши грехи, страшные грехи. Терпит, потому что в нас остаётся стремление к добру, в нас есть возможность покаяния.
Когда на Литургии Василия Великого поётся «Милость мира», священник читает: «Небо терпело еси зрети от дьявола мучимо рода человече», но пришёл и воплотился. Когда Господь был на земле, для учеников Его, которые окружали Его, это была необыкновенная радость, они никогда не постились, потому что пост — это сетование и плач о грехах и это несовместимо с тем, что вот Господь с ними пребывал рядом. Господь являл радость Царствия Небесного. Не только очищал грехи, но и исцелял людей и алчущие питал. Удивительно, что и в наше время этой же самой радости небесной приобщается святые по неложному обещанию Христа: «Се Я с вами есть во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).
Вспомните как, к примеру, Иоанну Дамаскину отсекли руку, а она приросла. Да, совсем недавно преподобному Паисию Святогорцу измождённому отголода явилась Божия Матерь и дала ему хлеб и виноград. Вот этой самой радости, Царствию Небесному, приобщаются сейчас святые люди. Но вы понимаете, конечно, что вход в эту радость, в Царство Небесное — через Крест Господень. И то, что нужно потерпеть, пострадать, может даже умереть, в общем-то легко усваивается. И даже язычники готовы к героически умереть, чтобы не Бог, а люди помнили их в веках. Века, значит, чтобы память о них осталась. А вот то, что Крест Господень несёт: поношения, уничижение, бесчестие, вот это усваивается очень трудно, очень трудно.
Это то, что апостол Павел говорит сегодня: «Для Иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1Кор.1:23). Вспомните, какими совсем неблагородными болезнями болели святые. Святитель Нектарий Эгинский — рак простаты, преподобный Паисий Святогорец — рак прямой кишки, святому праведному Иоанну Кронштадскому изуверы-фанатики повредили в паху. Мучениц молодых и красивых влекли на позорище, раздевая и мучая всенародно. Но только этим вот поношением, бесчестием и прочее… человек избавляется от громады, от тяготящей громады греха гордыни.
Как пророк Давид поёт: «Обновися яко орля юность моя» (Пс.102:5) и часто говорит: «отрок Твой Господи». Все святые, которые получали очищение от Бога, ощущали себя маленькими, ничего не значащими, послушными отроками пред Бога. Эти поношения нужны не только для новоначальных, но и для средних, и для совершенных, потому что человеку свойственно много думать о себе и думать высоко. Между тем дьявол, как лев рыкающий ищет, кого бы поглотить… через самомнение, через превозношение, через гордыню. Да избавит нас Господь Своим Крестом, т.е. этими самыми поношениями, бесчестием, уничижением… от этого. И для нас эти поношения и прочее: «аромат», — говорит апостол Павел, — «жизни вечной, а для погибающих — запах смерти» (2Кор.2:14-16).
Аминь!