Неделя 9-я по Пятидесятнице. Мчч. блгвв. князей Бориса и Глеба, во св. Крещении Романа и Давида. 06.08.2017

←Вернуться назад

Апостол Павел говорит (1Кор.3:9-17), что мы строим храм души своей в жилище Духу Святому на основании Христа. То есть во Христе имеем образец, понимание и силу для этого строительства. Но предупреждает: «Смотри, из чего ты строишь? Из золота и из серебра, из драгоценных камней, которые искушаемы огнем не погибают. Или из дерева, из сена и из соломы?» «Золото, серебро и драгоценные камни» — это качества божественные, которым мы стараемся подражать: смирение, любовь, терпение и прочее. А что это — «дерево, сено и солома»? Это надеяние на свои труды, надеяние на то, что мы формально исполняем правила церковные и успокаиваемся этим. Многократно Господь предупреждает: «Берегитесь закваски фарисейской» (Мф.16:6)  — этого спокойствия, что я исполняю правила, внутренне никак не меняясь.

«Что вы мне глаголите: Господи, Господи, и не творите, что повелел вам?» (Лк.6:46) Огонь — это пришедшее Царствие Божие, которое потребляет всякую неправду, «ничто скверное в Царствие Божие не внидет» (Откр.21:27). Как можно ходить много лет в храм и позволять себе вслух осуждать других? И ведь это же не высшая математика, это не тонкая работа с помыслами, борьбы с хитросплетениями страстей, это просто распущенность. В качестве примера.

Апостол Павел говорит, что Бог послал Сына Своего в мир, чтобы Он был Перворожденным среди других подобных Ему (Кол.1:18). То есть Господь по образу Христову творит других подобных Ему людей, и Он среди них — Перворождённый. На каждом молебне водосвятном слышим, что Господь не стыдится братиями нарицати их глаголя: «Возвещу Имя Твое братии, посреди Церкви воспою Тя» (Пс.21:23, Евр.2:12). На каждом молебне такое слышим. Мир ненавидит Христа и это новое творение, эту новую тварь, воссозданную во Христе — ненавидит. И желает убить, уничтожить. «Се посылаю вас, как агнцев, как ягнят посреди волков» (Лк.10:3). Представляете картину такую? На что могут надеяться эти ягнята? Только на чудо Божие. Апостол Павел так и говорит: «Сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющимися будем на себя, но на Бога восставляющего мертвого» (1Кор.1:9).

Есть мученичество за веру, за исповедание Христа, но за что умерли Борис и Глеб, чью память мы сегодня совершаем? Только за то, что они не хотели воевать с братом, не хотели убивать, а предпочли самим быть убитыми, как Агнцы Божии. Но и величайший рожденный среди жён, Иоанн Предтеча, тоже убит был всего за то, что Ироду сказал: «Не подобает тебе иметь жену брата своего» (Лк.3:19). Отцы говорят: «Надо быть готовым умереть за заповедь Божию!» Не только за то, чтобы не отречься от Христа, а за заповедь Божию. А почему так? 

«Аще любиши Меня, заповеди Моя соблюди» (Ин.14:15). То есть нежелание быть отлученным от любви Божией подвигло страстотерпцев Бориса и Глеба пойти на эти страдания. Апостол Павел воспевает в сегодняшнем послании: «Кто нас отлучит от любви Божией? Скорбь или теснота, или гонение, или смерть, или жизнь, или Ангелы, или Начала и прочее» (Рим.8:35). Он говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу» (1Кор.4:16). Если ты считаешь, что невозможно подражать Павлу, тогда подражай тем, кого ты видел, кого слышал рядом с собой. Почившему отцу Иоанну Крестьянкину, Николаю Гурьянову, отцу Кириллу Павлову, ныне здравствующему отцу Илии. Для чего? Для того, чтобы ты не подумал, что заповедь Божия тяжка, что невозможно исполнить.

«Будьте святы, потому что Я свят есть» (1Пет.1:16). Не требует Господь от нас, чтобы мы не пили, не ели, не спали. Но исполнением евангельских заповедей должны приблизиться к Богу. Умом, непрестанной молитвой не отлучаться от Бога. «Сыне даждь Мне сердце Твое» (Пртч.23:26). 

Аминь.