Неделя 4-я по Пятидесятнице. 17.07.2016

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В Евангелии (Мф.8:5-10) сейчас Господь удивляется сотнику и говорит: «Даже в Израиле не нашёл такой веры». Но откуда это у сотника, ведь он же язычник, он в храм не ходит, и он закона Моисеева не исполняет. Апостол Павел говорит: «Никто же может рещи Иисуса Христа токмо Духом Святым» (1Кор.12:3). Т.е. исповедовать, веровать во Христа, как в Бога, можно только Святым Духом. Откуда это у язычника? Он по-видимому человек, обременённый всякими заботами: семья, дети, ответственная работа. Но он пришёл ходатайствовать за слугу своего. Т.е. он сердечно печётся о своих подчинённых, по сути исполняя Евангельскую заповедь: «Кто хочет быть первым, будь всем слугой» (Мк.9:35). И далее он показывает смирение подобное смирению первоверховного апостола Петра, когда тот при чудесном лове рыб говорит: «Изыди от меня, Господи, ибо я человек грешный» (Лк.5:8). Так и сотник говорит: «Господи, недостоин да под кров моего дома внидеши». Откуда это? Апостол Иоанн Богослов говорит: «Всякое доброе дело сделано в Боге и к Богу ведёт» (Ин.3:20-21). Вот откуда!

Как часто бывает, встречают человека с проблемами и говорят ему: «Покрестись, у тебя сразу всё поменяется». Или родители о своих нерадивых чадах как пекутся: «Скорей-скорей, быстрей-быстрей почаще причащаться». В надежде на то, что это изменит и поможет. Не изменит и не поможет! Ни крещение, ни причащение, если человек не определится в том, что нужно бороться с грехом, в том, что нужно злые свои дела поменять на добрые. Как сейчас апостол Павел пишет: «Вы», — говорит, — «ранее уды своего тела предавали в рабы всякой нечистоте и беззаконию, а ныне уды тела вашего отдайте в рабы праведности на дела Божии» (Рим.6:19). Т.е. также, как раньше вы безудержно работали греху, сейчас со всяким тщанием поработайте Богу в добрых делах. Нужно ли говорить о том, что самое доброе дело Божие — молитва.

Я вам расскажу историю из жизни святителя Григория Богослова. Он учил о том, что нужно непрестанно молиться, более того учить этому всех! И стариков, и женщин, и, обратите внимание, и даже детей учить непрестанно молиться. И ему противоречил святой подвижник, говоря о том, что это дело монахов, а не мирян. И Григорий Богослов не стал с ним спорить. Но ночью этому подвижнику явился Ангел, обличая его в том, что он противится Божию установлению. Тот бросился немедленно к Григорию Богослову в слезах, просить прощения, что он противился этому Божиему установлению.

И отцы говорят о том, что если бы это было невозможно, эта непрестанная молитва всем и взрослым, и детям, Бог не дал бы эту заповедь, неисполнимую. Более того, и апостол Павел бы никогда бы не сказал: «Молитесь всегда, молитесь везде, непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). «Иначе», — говорят отцы, — «он подверг бы чад своих, всех нас с вами, страшному греху непослушания, потому что невозможно это исполнить». Но это исполнить возможно и нужно исполнить. Вначале это тяжело, а потом без этого человек жить не может, как без дыхания. Притом Григорий Нисский говорит: «Результатом молитвы является то, что мы пребываем с Богом».

Отцы говорят: «Без Бога счастье невозможно ни в нынешнем веке, ни в будущем, ни на земле, и даже в Раю невозможно».

Аминь!