Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Однажды, когда ещё строился наш храм Покровский, мы с отцом-настоятелем попали в Константинополь для того, чтобы изучить церковные образцы и как-то употребить их потом в строительстве. И вот пришли мы во Влахернский храм, древнейший, знаменитый — там, где было видение Покрова блаженному Андрею. Кстати, все храмы в Турции стоят без крестов на куполах. Там чудотворная икона Влахернской Божией Матери древнейшая. И вдруг приезжает целый приход, человек 50. Приехали все люди не для индивидуальной молитвы и паломничества, а они с собой имели больного человека. И все они приехали к этой иконе, чтобы помолиться о нём. Представляете, какая замечательная традиция! Т.е. происходило то, что сегодня в Евангелии описывается (Мф.9:2), когда люди разобрали крышу и спустили своего друга перед Спасителем, и Той, видя их веру, исцелил болящего.
Нам совершенно необходимо стяжать и хранить мир в душе — «Стяжи мира и пожени и» (Пс.33:15). Без этого бесконечная суматоха, смущение, неразбериха, помрачение, грех. Но дьявол предлагает не мир в душе хранить, а комфорт. Т.е. не участвовать в нуждах человека, который тебе знаком и действительно какие-то у него нужды, не употреблять усилий. А общение с людьми требует больших усилий, большого внимания. И причины этого объяснил преподобный Арсений Великий. В патерике читаем: «Исполненный любовью Макарий Великий вопрошал авву Арсения: «Авва, почему ты нас бегаешь, почему ты бегаешь людей?» И тот отвечал: «На небесах воля одна — Божия, на земле — у каждого человека своя воля»». Вот она причина, почему с людьми тяжело. Мало того, что у каждого своя воля, у каждого свои грехи и свои страсти, поэтому очень большая требуется внимательность. Легко грешникам, у которых нет задачи «не грешить с людьми». Наговорили друг другу не пойми что, поругались, а дальше со спокойной совестью живут. Но не так у христианского сердца. Мучениками совести называли преподобных отцов. Если человек помнит отеческие наставления, как общаться с людьми: «Не оскорбить, не огорчить, не подать повод ко греху» — это требует очень большой внимательности. И, что удивительно, эта внимательность постепенно перерождается в нечто другое. Апостол Павел сегодня говорит: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» (Рим.12:10), представляете? Желание не согрешить и как-то не задеть человека преобразует эту внимательность — в нежность в общении с другими людьми.
Что предлагает дьявол? Общение широкое и свободное, дерзкое. Куда ведёт эта дорога широкая? Вы знаете, в ад ведёт.
Апостол Павел говорит: «Не будем тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал.5:26). В общении у людей очень часто, почти всегда сквозит это тщеславие, и оно — причина раздражения и зависти. «Если человек впадает в некое прегрешение, вы духовные исправляйте таковаго духом кротости» (Гал.6:1). Если ты не можешь исправить человека духом кротости – молчи! Чтобы не получилось так, что ты и человеку не помог, и сам нагрешил.
«В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим.12:11). Однажды одна сестра у преподобного Паисия Святогорца спрашивала: «Батюшка, что-то я так быстро устаю». А он говорит: «Это от того, что в тебе нет Божественного огня». Он вспоминал, как восстанавливал монастырь. Ему приходилось многократно спускаться в селение для того, чтобы брать строительный материал, потом опять подниматься. И он говорил: «Во мне было очень много сил. Я пил воду, а организм перерабатывал её в кровь». Когда человек делает Божеское дело да делает ещё и с Богом, т.е. в постоянной молитве к Богу, тогда он не устаёт и делает много. «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим.12:11).
Аминь!