Неделя всех святых. 26.06.16

←Вернуться назад

Сейчас чтение апостола. Апостол Павел, рассказывая о необыкновенных праотцах, пророках, говорит, что они верою своею царства целые языческие побеждали. Они укрепляли себя не тем, что поспали или поели, а укрепляли себя немощами. Как самому Павлу Господь говорит: «Сила Моя в немощи совершается» (2Кор.12:9). Они, которых весь мир не был достоин, не получили обещанного от Бога, потому что о нас предусмотрел Бог нечто лучшее (Евр.11:32-40).

Что же это такое «нечто лучшее»? Великий дар Крещения, великий дар Святого Духа, которого мы в миропомазании получаем. Ради этого, прежде неплодящая Ветхозаветная Церковь изменилась. В каноне Пасхи: «Се бо преидоша к тебе яко Богосветлое Светило от запада и севера, и моря, и востока чада Твоя». Море святых Божиих людей!

Знаете ли вы, что в древности крестились будучи уже взрослыми, с детства учась молиться, поститься и бороться с грехом для того, чтобы этот великий дар Крещения сохранить в чистоте, в целостности. Вообще отцы, говоря о духовном подвиге, о продвижении духовном, говорят о том, что мы ничего не прибавляем к великому дару Крещения. Мы только как бы очищаем облако страстей и грехов, которые приобрели после Крещения и которые заслоняют сияние дара Крещения.

В Евангелии сегодня слышим, что Господь говорит: «Любящий отца и матерь, и детей больше Меня недостоин Меня» (Мф.10:37). В другом месте слышим большее, о необходимости возненавидеть их. А как это сочетается с тем, что даже врагов любить? Речь идёт о духовном и о душевном. Духовное содержит в себе и любовь к близким своим, и к врагам. Душевное — всегда противоречит Божиему. Вы все прекрасно знаете, как безумная душевная любовь родителей делает детей морально уродливыми. Но как различить, где душевное, а где духовное? Только благодать Крещения, благодать Святого Духа указывает это. Этим путём трезвения шли все святые, которых мы сегодня память совершаем. Они приходили к Божественному смирению этим путём. Как в Евангелии слышим: последние (т.е. смиренные) будут первыми в Царствии Небесном (Мф.19:30).

Бог есть любовь, но Бог также есть смирение. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Если есть смирение — в нём, конечно же, есть любовь». Смирение не высится ни над кем, поэтому всех принимает. Именно за это качество и только ради него Господь избрал Богородицу. Как Она сама сказал: «Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1:48).

Аминь!