О самаряныне. 29.05.2016

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Беседа Господа с самарянкой (Ин.4:5-38) замечательна тем, что она насытила Спасителя, как Он говорит ученикам: «пища Моя есть творить волю Пославшего Мя». Она также исполнила радости Спасителя! В этой радости Он говорит ученикам: «Посмотрите на нивы, как они побелели и готовы уже к жатве», говоря о народе Божием.

Но беседа начинается, как обычно у людей бывает, с недоверия. Не общаются иудеи и самаряне. Далее даже ирония: «Как ты можешь дать мне пить, когда у тебя нет даже почерпала?» И ожидание языческого волхования: «Да, дай мне эту воду, чтобы мне никогда больше не хотелось пить, чтобы я не ходила сюда и не трудилась». Но как только Господь приоткрывает Своё Божественное всеведение, совершенно по-другому течёт разговор. Речь идёт о главном: о Боге и о Богопочитании. Настолько открыта и Боголюбива душа самарянки, что она слышит поразительные слова Спасителя. Поразительные в своей простоте и прямоте: «Я — Христос, говорящий с тобой».

Апостол Иоанн Богослов не говорит имени самарянки, но многие Светланы носят её имя Фотина — Светлана, самарянское. Удивительно житие её. Она после евангельских событий спасалась в Корфагене с младшим сыном. Затем через старшего сына, мученика Виктора, служившего в Римской армии, попадает в Рим. Будущий мученик Севастиан, видный воин, хотел отвратить их от веры. И вот все перечисленные, да еще пять сестёр её попадают в Рим на личный суд к Нерону. И, конечно, они все пострадали, но обратили к вере дочь Нерона, рабынь её, множество христиан, которые были в Риме, посеяв Слово Божие в центре мира.

Но какое главное содержание беседы? «Дух есть Бог и поклоняющимся Ему подобает поклоняться в Духе и Истине». Мы же всё время слышим одно и то же от нерадивых и лукавых лентяев:
— «постоянная молитва — для монахов». А как же апостол Павел пишет: «Молитесь всегда, молитесь везде, непрестанно молитесь» (1Фес.5:17)?
— «трезвение постоянное, неприятие помыслов — для монахов». А в Священном Писании: «Всяк посмотревший во еже вожделети уже прелюбодействовал» (Мф.5:28), «всякий гневающийся на брата — человекоубийца» (1Ин.3:15).
— «постоянное хождение в присутствии Божием и память Божия — для монахов». А почему же тогда вы не слышите, почему мы не слышим: «Сыне, дщерь, даждь ми сердце твое» (Притч.23:26)?!

Аминь!