Седмица 18-я по Пятидесятнице. Воздвижение Креста Господня. 27.09.2018

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

О тайне Креста сегодня подобает говорить. О тайне, потому что не познаётся это рассудком, познаётся Духом и жизнью своей христианской. Необходимость в Кресте возникла, когда наши прародители протянули руки свои к древу познания добра и зла. Прельстились, обманулись диаволом, который клевеща на Бога говорит: «Ничего с вами не будет, вы можете жить сами по себе, без Бога» — в этом был грех прародителей.

Бог — Источник нашей жизни, не только Творец, Источник жизни, Им живём. И желание быть без Бога — это смерть. Прежде телесной смерти возникла смерть души, от желания жить без Бога. Помни, душа, когда ты живёшь без молитвы и забываешь про Бога, ты стоишь на этом самом месте, что и праотцы, которые желали жить без Бога. Не забывать про Бога, всегда быть с ним вместе, рядом!

Обманул диавол этим древом праотцев. Обманут был сам Древом Крестным, подумал, что убьёт Спасителя и прекратятся для него эти несчастья, когда Он исцелял, поучал и даже воскрешал (Лазаря), забирая имущество диавола из ада. Убил, вдруг обнаружилось, что не может умереть Бог, потому что смерть — это следствие греха, а в Господе Иисусе Христе не было греха. И преподобный Максим Исповедник объясняет: «Посмотрите, как Господь жил, какие искушения перенёс на горе искушений от диавола, который предлагал Ему и то, и другое. Победил его и дальше от людей бесконечные искушения имел, которые Его поносили, били, как только не обзывали и кем только не называли, и всё для того (это всё диавол через людей творил), чтобы Господь согрешил. И чтобы в Него вместе с грехом вошла и смерть. Но не вошла, и поэтому воскрес Господь!» Крест — это всегда и воскресение для нас.

«Никто», — говорит Григорий Палама, — «не примирился бы с Богом, если бы не было Креста». Праведники, которые были до Христа, как они не жили праведно, всё равно сходили во ад. И учит божественный апостол Павел: «Господь Сам в Себе примирил Бога и человека, он будучи Богом и человеком» (2Кор.5:19), это разделение между Богом и человеком преодолел Крестом. Только помнить надо, это не смерть о всех вообще, это смерть за каждого из нас, за меня лично. Когда мы подходим ко Кресту это надо помнить — за меня лично, за мои грехи конкретные Господь и распялся. Чтобы это не было эдакой общей картиной. Не общая картина, а за меня лично, за мои грехи конкретные Господь и распялся, вот Он и Крест перед нами.

Григорий Палама говорит о трёх тайнах Креста, отталкиваясь от слов апостола Павла говорит: «Крестом мир мне распят, и я миру» (Гал.6:14).

Он говорит, что первая тайна — это когда человек бегает мира, т.е. он не любит мира, познав умом Бога, он понимает, что мир, грех, страсти — это смерть. Поэтому этих греховных удовольствий мирских, страстей он избегает. Вот это первая тайна Креста.

Вторая, когда человек восходит на крест, плоть распяша со страстьми и похотьми, тогда страсти уже бегут от него. Не он бежит от мира, а страсти от него бегут! Что за необходимость такая нам страдать, терпеть, трудиться? Неужели не может Бог очистить нас? Может в одно мгновение! И так происходит с людьми, которые принимают во взрослом возрасте Крещение. Но посмотрите на них — в несколько дней всё растратили. Потому что они даже не понимают, что получили. Они не знают, что хранить. У них нет представления ни о грехе, ни о святости. Поэтому мы идём этим самым путём, когда трудами приобретаем себе это знание и ценим его!

Посмотрите на себя, вот вроде бы старался-старался и вроде бы неплохо жил, пока один да с молитвой, да в келье (в комнатке своей). Как только вышел к людям — началось! Тут тебе и раздражение, и гнев, и превозношение, или наоборот тщеславие, празднословие и пьянка. Нету твёрдости в намерениях, нет, не приобретено! Это даётся трудами многолетними, усердными, чтобы всё это уложилось в человека. Тогда его никакие искушения, ни в каком виде, ни в каком состоянии: устал он или больной, он не раздражается. Потому что это его другая, приобретённая природа.

Но говорит святитель Палама о третьей тайне Креста. О том, что сами по себе страсти эти не убегут. Что человек избавляется от страстей только тогда, когда он приходит в созерцание. Это тоже Крест, потому что суть Креста — плоть распять со страстьми и похотьми — не принимать всё это мирское, страстное, вещественное, земное, а умом пребывать в созерцании и в Боге — это тоже Крест! Но на этот Крест, предупреждают отцы, раньше времени не входи. Потому что нужно прежде очистить себя от страстей многими трудами. И тогда рассматривая, как он говорит, в себе богатства Царствия Небесного, Божие Созерцание имея, тогда ты и мыслить будешь правильно, тогда и поступать будешь правильно.

Когда мы видим или слышим, видим Крест или слышим о нём, говорим о нём — трепещет наша плоть, переживает, что ей придётся страдать, ей придётся трудиться и прочее. Но знаете, Филарет Московский святитель, говорит: «Не сказал Бог: «сыне даждь мне ноги твои», но сказал: «сыне даждь Мне сердце твое». Если собираешься потрудиться и угодить Богу, помни только две вещи: молитва и смирение. Все подвиги отъяты от нас давно уже, давно уже было пророчество святых отцов, что в последние времена будем спасаться без телесных подвигов. Да, болеем все, но ничего страшного — самый лёгкий и простой подвиг, болеешь — никому не нужен, ничего не значишь, очень смиренный, потерпи, поблагодари Бога.

Но главное помни, что труд, которого от нас ждёт Бог — сердечный труд, умом и сердцем от Бога не отлучаться. Сколько ты там ел, сколько спал — что тебе это принесёт, если нет этого главного труда?! Силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста, Господи, помилуй нас грешных!

Аминь!