Неделя 3-я по Пятидесятнице. 17.06.2018

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! 

О, горе нам, горе! Как говорит пророк Давид: «Аз есмь не человек, а поношение человеков, червь» (Пс.21:7), потому что мысли наши постоянно прилеплены к земному. На исповеди слышим: «И в мире живуща, плоть носяща, от дъявола прельстишися». Искушение в том, что плоть эту нашу надо питать и греть, дать ей что-то поесть, попить и во что-то её одеть. Но говорит апостол: «Попечения о плоти не превращайте в похоть» (Рим.13:14). И прельщаемся от людей, окружающих нас, которые так и мыслят, как говорит Господь: «Как язычники. Ищут, что есть, во что одеться?» (Мф.6:31-32)

Господь говорит: «Светильник телу око есть. Если твоё око лукаво, темно, то всё тело твоё будет темно» (Мф.6:22-23). Т.е. если ты мыслишь неправильно, невозможно достичь никакого очищения души и тела. И в чём эта неправильность мышления? По-настоящему у человека должна быть одна мысль и одна забота, одно попечение — о Царствии Небесном, о правде его, о праведности, т.е. об очищении души. Но искушаемый плотью и необходимостью её питать и греть, он постоянно вращается в земном, постоянно у него какие-то заботы не Небесные, а земные, в этом искушение. И говорит Господь, обличая нас: «Маловерные! Этого ищут язычники!» Т.е. безбожные люди так живут и так мыслят. А Отец Ваш Небесный знает о том, что вам нужно и то, и другое. Но говорит: «Посмотрите, птицы не сеют, не жнут и питает их Господь. И лилии,  прекрасные цветы полевые не трудятся, не прядут и Господь их одевает. Кольми паче вас, маловерные!» (Мф.6:26-29

Не о том говорит Господь, чтобы не трудиться! Потому что сказано: «Тот, кто не работает, тот и да не ест» (2Фес.3:10). Но говорит: «Не пецытесь (не заботьтесь) об этом!» Отцы святые говорят, что человеку нельзя иметь не только неблагословенные попечения, т.е. о плоти нашей. Но даже и благословенные тоже попечения нельзя ему иметь. Т.е. патриарх, епископ, настоятель не может он свою душу отягощать тем, что будет думать: что строить, как строить, с кем встречаться, как говорить, что говорить? «Ищите прежде Царствие Небесное, всё остальное приложится вам» (Мф.6:33) — вот в чём духовная истина, опыт святых. Если ты об этом думаешь, всё остальное будет! Не заботься! 

Слава Богу есть у нас средства, которые нам помогают освободить этот наш ум, как червь копающийся в земле. Апостол Павел говорит: «Хвалимся скорбями» (Рим.5:3), потому что скорби рождают терпение, терпение — опытность, опытность — надежду, а надежда не посрамляет, потому что любовь Божия излилась в наши души Духом Святым.      

В Деяниях читаем: «Подобает нам многими скорбями внити в Царствие Небесное» (Деян.14:22). Но скорби удивительное рождают — терпение, такую добродетель, которую человеческими силами невозможно приобрести. Отцы говорят: «Смирение, любовь и вот третье — терпение, невозможно какими-то собственными силами, усилиями достичь. Это дар Божий!» И вот скорби рождают этот дар Божий.  

Преподобный Амвросий говорит, что «для спасения нужно терпения не воз, а целых обоз». И преподобный Григорий Синаит говорит о терпении: «Не сказал Господь в молитве вашей, в посте вашем стяжите души ваша, спасите души ваши. Но сказал в терпении вашем спасите души ваши». Григорий Синаит говорит: «Терпение — это есть тишина в буре». Что бы с тобой ни случалось (болеешь смертельно и обстояния, и от людей нападения), но если есть терпение, у тебя есть тишина в этой буре. Преподобный Амвросий пишет одной монахине: «Что ты так близко к сердцу принимаешь всё? Надо быть потвёрже. Это и спокойнее, и полезнее. Надо иметь горе ум и непрестанно молиться. Всё пройдёт!» И он нам оставил утешительное: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я». 

Аминь!