Рождество Богородицы. 21.09.2017

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Какого мы рода? Помните, когда Богородица явилась Серафиму Саровскому и говорит: «Этот от рода нашего». Вот мы какого рода? Ведь сказано нам апостолом Павлом: «Плоть и кровь Царствия Божиего не наследуют» (1Кор.15:50). А в Евангелии Господь беседует с Никодимом и говорит о том, что «тот, кто не родится Духом не внидет в Царствие Небесное». Необходимо родиться. И спрашивает Никодим: «А как так может человек во второй раз родиться?» (Ин.3:3-8)

Второе рождение подразумевает, что человек совершенно другой, иначе зачем это называть «рождением»? Совсем другой человек появляется на свет. Конечно, это получают святые. Почему Богородица и говорит про Серафима Саровского. Когда Святой Дух приходит к подвижнику: «Се творю», говорит Господь, — «всё новое» (Откр.21:5), про будущий век. И святые, они в данный момент, когда Святой Дух к ним приходит, Он творит всё новое. Они этот момент будущего века сейчас переживают с пришествием Святого Духа. Всё творит Господь новое, так что ничего старого не остаётся. Человек мыслит по-другому, мир воспринимает по-другому, он зла не видит, потому что в нём не осталось зла. Как ребёнок зла не видит, потому что Господь его сотворил таким, так и святой не видит зла, потому что таким его теперь сотворил Святой Дух.

Но он же не с какого-то перепуга всё это получил. Он, человек, как-то к этому двигался! Отцы говорят, что через исполнение Евангельских заповедей человек приближается к этому. И нам всем необходимо иметь опыт борьбы со страстями и с грехами. Почему Адам пал? Потому что не было этого опыта борьбы с искушениями, с грехом. А нам Господь попускает понять, что страсти — это от слова «страдать», человек страдает от греха. Мы многие и путь свой духовный начинаем с того, что страдаем от этого мира, от греха и от злобы всей этой. Редкий человек приходит к Богу от благодарности, а чаще всего приходит от того, что жизнь невмоготу стала, тяжело стало жить так, что хоть вешайся. Это от того, что теперь он понял, что страсти — это страдание, от греха человек страдает. И вот он приходит к Богу. Потому что только от Бога возможно получить облегчение от этих страданий. Он приобретает навык борьбы с грехом. Его так просто уже не обманешь грехом, потому что у него есть опыт. Как знаете молодёжь падкая на грех, потому что не научили родители борьбе с грехом. Ему кажется это мгновение приятным, а опыта нет! Что потом приходится расхлёбывать всё это самому.

Приобретает человек ещё и смирение, потому что видит, что только Господь может ему помочь освободиться от этих грехов, от этих страстей. Как в кондаке поём: «вины прегрешений избавльшеся»*, т.е. тяжестей грехов избавльшеся в рождестве Твоем. Приобретает смирение, имею в виду, что источником этого очищения от греха является только Сам Господь.

У отцов есть поразительная фраза, это нам, кто бултыхается в страстях и никак не может от них избавиться. Они говорят о том, что, как только человек определился по отношению ко греху, т.е. он никакого греха не принимает, со всем грехом, во всех его проявлениях, даже в самых мелких борется, они говорят: «Ты уже спасён!» Т.е. ты определился по отношению ко греху в этом мире, а это самое главное. Если ты ненавидишь грех, значит ты уже любишь Бога.

Сегодняшний праздник ещё и о том, что знаете, как говорят: сотворено человечество не как Ангелы, по-отдельности, а мы, человечество — единый организм. Мы очень сильно связаны со своими родственниками живыми и усопшими, мы нечто единое — человечество! Стена, как знаете, из кирпичиков, но всё-таки это стена, нечто единое. Так и человечество оно нечто такое единое. И мы сильно связаны со своими предками, и Слава Богу, что мы с ними связаны! Помните, в Священном Писании: «накажу в четвертом колене, а помилую-то в тысячном!» (Исх.20:5-6) Нам это выгодно, потому что каждое последующее поколение, как правило, хуже, а предки наши жили по-другому, святые! Мы от них, от Бога получаем благословение.

Эта тема ещё важна тем, что Богоотцы Иоаким и Анна — они венец этих поколений. И в этой череде важно вспомнить ещё Давида. «Богоотец Давид перед сенным ковчегом скакаше играя» — Иоанн Дамаскин в своём каноне на Пасху. Богоотец Давид. Это человек, который особенно угодил Богу и про его поэзию, про Псалтирь, Иоанн Златоуст говорит: «Лучше солнцу зайти, чем перестать читать Псалтирь». Человек, любящий Бога и эта любовь к Богу явилась причиной, почему он Богоотец.

Удивительно прозрение его, он говорит о человеке: «Что есть человек, яко помниши его? Малым чим умалил его от Ангелов, славою и честью венчал еси его» (Пс.8:5-6). Т.е. человек по сути, ведь он же Давид говорит даже не о человеке нашем, который имеет уже Крещение от Христа и помазание Святого Духа в Крещении, нет! А о том, падшем человеке, и он об этом падшем человеке говорит: «Малым чим умалил от Ангелов». И отцы толкуют вот это «малым чим» — о том, что человек был смертным, смерть царила до Христа, а после Христа даже это уничтожено. Даже вот это «малым чим умалил от Ангелов» уничтожено. Т.е. он поражается тому, что от него произойдет человек, Богочеловек, Христос, и вот он поражается этому, что вот эта человеческая природа — её способен воспринимать Господь, Христос станет человеком. Он это видел, зная. Он видит Богородицу, которая родит Христа: «Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна» (Пс.44:10), поэтому и говорит: «Малым чим от Ангелов умалил еси его» — про смертность имея в виду. А мы знаем, что Богородица — Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Вот исполнение его пророчества и этого видения человека. Вот мы какого рода!

Аминь!

* Кондак на Рождество Богородицы

Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.