Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«Иже во всем мире мученик Твоих яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившеся». Почему мы празднуем память всех святых, а поём как бы мученикам только: «Кровьми Церковь Твоя украсившеся»? Ведь среди святых — благоверные князья и княгини, преподобные, праведные, блаженные. Они же по-видимому не были мучимы. Преподобный Паисий Святогорец говорил о том, что когда он тяжело болел, лёгкие у него болели, он в больнице лежал, операцию ему делали. Он говорил, это мученичество, это настоящее мученичество! Но только ли, когда человек какие-то страдания, пусть вот болезни переносит, это мученичество?
Преподобный Иоанн Лествичник в своей книге вспоминает обитель неусыпающих. И он говорит: «Я как бы видел там людей, которые как бы с кровью из себя исторгали грех, плача и рыдая перед Богом». А ещё говорят сами святые: «Молиться за других – кровь проливать». И что же это такая беспросветная у них жизнь, у святых? Сплошное какое-то мученичество, неприятности, какие-то болезни.
Святитель Димитрий Ростовский не устаёт повторять в житиях своих, когда описывает страдания мучеников, что они страдали радуяся. Когда человек ради Бога страдает, ради Церкви, в смысле ради людей, ради христиан — это необыкновенную радость несёт, благодать Божия, Святой Дух, необыкновенную радость несёт! Ещё надо иметь в виду, что эти страдания плоти, они побуждали святых пребывать не в теле, но в духе. Как Господь говорит: «Плоть немощна, дух бодр» (Мф.26:41).
Конечно же, когда святые преставляются к Небесам, они имеют особое дерзновение к Богу о нас. Их же молитвами посети нас Боже!
Аминь!
Тропарь Всем Святым
И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.