Неделя 5-я Великого Поста. Прп. Марии Египетской. 05.04.2020

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

«Прощаются ей грехи многие, потому что возлюбила многое» (Лк.7:47).

Почему бывает так, что человек всю жизнь проведёт в монастыре, а молитва остаётся, как у новоначального, словесная. А другой и в монастыре-то никогда не жил, бизнесмен, рабочий только воцерковился, начинает Богу молиться и у него потихонечку, то:
— умная нерассеянная молитва,
— то сердечная уже, о которой и рассказать-то невозможно, потому что небесные свойства её. Только присутствие Божие, явное переживание такое, о котором можно сказать.
— самодвижная молитва, когда человек что бы ни делал, молитва при нём.

Почему? Ведь люди-то ищут не дарований, а ищут, как бы от греха избавиться? Чтобы к Богу быть поближе! И эта степень молитвы, она не от того, что человек намолотил какое-то количество молитв, а от того, что он очищается от страстей! И в результате этого меняется степень молитвы.

Посмотрите, встаю на молитву и мысли бесконечно куда-то отлетают. Почему? «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф.6:21). Значит твоё сокровище не на небесах, если ты встал на молитву и всё время думаешь про земное.

Бедные, несчастные люди, как оковами, цепями, гирями связаны пристрастиями к земному. И что тебя освободит? Только любовь к Богу и плач к Нему. Болячка на сердце и печаль по Бозе (2Кор.7:10). Великий дар Божий — покаянный плач! Быстро очищает от страстей и приводит человека к Богу. Но здесь важно постоянство. Это, как в браке, говорит супруге: «люблю, люблю», а сам всё по сторонами смотрит. Ну, какая это любовь? Это обман, врёшь, нет никакой любви. Так и с Богом, если ты не имеешь постоянного трезвения, молитвы, ну, как Бог может хоть какое-то дарование тебе дать? Как ты можешь к Богу приблизиться? Невозможно, всё растратишь тут же.

Чтобы не получилось так, как апостол Петр говорит: «пёс, который возвращается на свою блевотину» (2Пет.2:22). Вроде покаянием, плачем принёс Богу, молил его о чём-то и как пёс вернулся на блевотину. Или, как в Евангелии Господь говорит: «бес, когда выходит и видит, что пустая храмина души, возвращается и берёт с собой друзей злейших, чем он» (Лк.11:24-26). Почему пуста? Потому что ничего ты не вложил в свою душу, никакой мысли и дела Божиего. Любви-то к Богу не принёс. Молился, молился, от страстей умолил избавиться, а почему же ты на это место ничего Божеского-то не поставил?

«Кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47).

А что значит много прощается? Любые грехи, сколько бы их не было по количеству и по мерзости их, всё это только вершина айсберга, это только сучки! А бревно, которое мы не видим, это страсти, страсти. Это та самая гора, которой мы не можем сказать: «ввергнись в море» (Мк.11:23). И эти страсти, это наша падшая природа, они такого свойства, что их нельзя ампутировать, ну, нельзя! Потому что мы вместе с этим погибнем, это наша природа. Только исцеление возможно, больше ничего. Только исцеление!

А что это такое? Ты был пристрастен к земному, а теперь на этом месте должно быть какое-то другое пристрастие, другая любовь, не к земному, а к Божественному! Вот как происходит это исцеление! И как происходит изменение человека! «Прощаются ей грехи многие, потому что возлюбила многое!» На место любви к греховному и к земному теперь появилась любовь к небесному, только так происходит исцеление от страстей. Невозможно их ампутировать, невозможно! А кому мало прощается, тот, кто малое получил очищение от страстей, тот мало и любит.

Аминь!