Неделя 4-я Великого Поста. Благовещение Пресвятой Богородицы. 07.04.2019

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

«Совет превечный о Тебе открывает, Отроковице»* и «Днесь еже от века таинства явление»** — всё это о предвечном совете, который состоялся до творения всего. То, что мы видим на иконе преподобного Андрея — Троицу. Когда Господь знает по предведению Своему, что Адам отпадёт, Отец, Сын и Святой Дух решает, как спасти человека? Сын человеческий, Сын Божий станет сыном человеческим.

«Днесь спасения нашего главизна»**, т.е. главное сегодня совершилось. Сын Божий стал Сыном Девы. То, что с момента благовещения Дева Мария становится Божией Матерью удостоверимся в том, что праведная Елизавета говорит: «Откуду мне сие да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43). А Божия Матерь сразу после благовещения приходит к Елизавете. В утробе девичьей уже рождается Спаситель, Она уже Божия Матерь.

Бог творит непостижимое Ангела и человека — творение, которое способно вместить Творца. Ничего не хочет утаить от твари, всё хочет дать: и силу, и премудрость, и ведение, и блаженство, и любовь. Творит по Своему образу и по подобию, в том смысле, что тварь способна уподобиться Творцу, пережить обожение. И во всём этом опережает всю тварь Богородица. Великий Ангелов Архистратиг Гавриил стоит, трепещет перед кем? Перед Отроковицей, потому что Она вместила Того, Кому Небо — престол, Кому земля — подножие, на Кого не смеют взирати шестикрилатые Серафимы, многоочитые Херувимы, Того полностью вместила в Себя Отроковица Божия Матерь.

Но посмотрите на казус какой. В Ветхозаветной Церкви считалось великим и почтенным иметь семью и рожать детей, потому что все благочестивые люди думали: «не родится ли в моей семье Спаситель Христос?». Божия же Матерь ничего подобного и не помышляла, Её смиренную душу влекло к Богу, к девству, к чистоте — то, что мало ценилось вокруг. Есть такое песнопение: «Приимя мя пустыня яко Мати чадо в недра тихие и безмолвные». Уединение рождает Ту, Которая способна вместить Бога. И так всегда бывает в духовной жизни. Не те, кто ищут то, что почитается людьми, прозорливость, пророчество, чудотворение, исцеление, не те получают благодать, а те, кто ищут Самого Бога, а поэтому подражают Ему, Богу, прежде всего в смирении, Бог смиренен. Потому что без смирения нет любви вообще никакой. И любовь, которая подобно родителям покрывает немощь чад своих, прощают, потому что не знают, не понимают дети. Если надо исправлять, то исправляют в духе кротости, не с раздражением, не с гневом, не карая, а исправляя.

Главное песнопение праздника, главные слова праздника: «Радуйся Благодатная Господь с Тобою». Чтобы в нас была благодать, радость, Господь, надо всегда быть в молитве и в исполнении заповедей Христовых.

Аминь!

* Стихира праздника. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь».

** Тропарь праздника, гл. 4. «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует: темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою».