Крестопоклонная неделя, 20.03.2020

←Вернуться назад

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Хвалим, благословим, благодарим Господа Иисуса Христа, даровавшего нам Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. Он на Кресте пригвоздил дерзновенный Адамов грех, и теперь мы даром, не трудами, даром получаем благодать, освящение, очищение. А как же так без трудов? А я вам объясню, как это без трудов. Он быв послушлив до смерти, смерти же крестной (Флп.2:8), и мы послушанием приобретаем благодать и освящение, и очищение. Не трудами, а послушанием.

Есть эти труды, они есть. У человека, подвизающегося христианина, есть эти труды, но они беструдные. А как это? Я вам сейчас объясню. У нас есть такой старец Нектарий Оптинский, и он однажды своему, одному из чад говорит: «подними этот предмет какой-то тяжелый», и он не может сделать. Благословил его и говорит: «а вот теперь попробуй». И тот поднимает. Он говорит: «вот это, вот это послушание, когда человек в силе Божией, в благодати Божией подвизается. Это и есть беструдные труды. Как это сделать?

Если собираешься подвизаться беструдно в благодати, в послушании т.е., сразу для себя определись ты что выбираешь: Бога или мамону (богатство)? Невозможно работать и тому, и другому. Ты выбираешь угождение плоти или духу? Опять у тебя не получится совместить и то, и другое. Ты собираешься угождать людям или Богу? Когда Господь говорит о горе, которой скажи и она ввергнется в море (Мф.21:21), Он, конечно же, говорит не о груде камней, не о булыжниках, не о камнях. Он говорит именно об этой горе страстей, грехов, о падшей природе, которая во всех нас есть. И мы, видя в себе это, нам она представляется, конечно, эта природа падшая горой, которую совершенно невозможно свернуть. Благодать Божия, не человек, а благодать это делает, это может она сделать.

Господь непосильного никогда не накладывает. Как премудрый учитель, как мамка сначала даёт мягкую пищу, постепенно, постепенно приучает к твёрдой. И человек подвизаясь по послушанию… Послушание — это же не когда ты отдал себя в руководство властолюбивому духовнику и делай всё, что он сказал. Да, нет! Смысл послушания — человек хочет жить по воле Божией. Он ищет источник этого в Священном Писании, в писании святых отцов в совете с духовно-опытным человеком. Не тот, кто духовный сан имеет, а тот, кто сам сотворил и теперь может тебя научить. «Сам искушаем быв, может и искушаемым помощи» (Евр.2:18). Греки, например, ездят на Афон к духовникам, где монахи не имеют никакого священного сана, но они имеют опыт духовный. Так вот послушание — это не когда, что сказали, то и сделал. В послушании человек хочет жить по воле Божией, ищет её эту волю Божию.

Но посмотрите простой пример, спортсмены говорят, что тело их плохо себя чувствует, когда не даёт этому телу нагрузки. Душа христианина она так же себя плохо чувствует, когда не имеет такой нагрузки, борьбы с грехом какой-то не ведёт, она себя плохо чувствует. Но она радуется зная, что после всякого борения, искушения, всё больше открываются горизонты этого Царствия Небесного, радуется имея этот опыт.

Если понять, как это возможно подвизаться беструдно, в послушании, в благодати, тогда будет понятно, почему отцы богословствуют о изнесении Креста, о Крестопоклонной неделе следующим образом. Они говорят, что это подобно дереву раскидистому, которое даёт обширную тень. И человек, который путешествует по знойной пустыне Поста в середине его имеет возможность отдохнуть в этой тени, в тени Креста. Почему? Да, потому что крест Господень напоминает нам первую любовь нашу. Полюбили Бога, а не земное, не тленное. Полюбили душу, а не плоть, полюбили смирение, а не возношение. Тот, кто подвизается в послушании, по воле Божией, тот получает смирение, а там, где смирение, там и любовь.

Аминь!