Торжество Православия. 08.03.2020

←Вернуться назад

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Что есть Православие? Конечно, прежде всего, когда человек принимает Божественные догматы — Богом открытые истины, о которых никто из людей сам не дошёл. Какой есть Бог? Какой есть человек? Какой путь человека к Богу?

Так ли это важно? Может быть просто делать добрые дела? Да, не получится. Это как проект, если у тебя он верный, твои труды, материалы, силы — они приведут к тому, что ты построишь здание. А если неверный проект — рухнет оно. Вот почему важно иметь православную веру, в смысле следовать Богооткровенным истинам, догматам. А второе… святой старец Афонский Гавриил, когда писал открытое письмо Патриарху Константинопольскому говорил: «я, Ваше Святейшество, очень хотел бы, когда Вы приезжали благословиться у Вас, но это нельзя, это грех». Потому что он нарушил каноны Церковные. И Гавриил приводит отеческую мысль: «человек только наполовину православный, если соблюдает догматы православные и не соблюдает каноны Церковные, православные. Раскольник не может считаться православным человеком, даже если он соблюдает, принимает догматы Божественной веры».

А теперь главное. Игнатий Брянчанинов говорит: «Без благодати Святого Духа нет православия». Это о чём? «Скажи мне Господи путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс.142:8), «Дух Твой благий наставит меня на землю праву» (Пс.142:10). Это Давид, царь и пророк. Иоанн Богослов: «Вы имеете помазание Святага и вести вся (знаете всё) и у меня нет нужды вас учить, потому что самое это помазание вас учит» (1Ин.2:20,27). Апостол Павел: «о Нем же (о Боге) живем и движемся» (Деян.17:28). Мы водимся, мы руководствуемся благодатью Святого Духа.

Представьте себе, вы приходите в аптеку, сколько там лекарств! Но ты же берёшь те, что тебе полезны, что тебе пользу, исцеление приносит! В духовной жизни точно так же. Но что ты? За какие ты дела возьмёшься? Их же полно, этих добрых дел! Какое тебе делать? Духом Божиим водимся. Как тебе прожить этот день? Как этот час? Даже, как эту минуту? Как спасаться? Одному — в семье, другому — в уединении. Одному — в болезни, другому — здоровьем служить христианам. Одному — молодым за Христа мученическую смерть принять, другому — до глубокой старости, ради чад духовных, трудиться. И всё это делает, ко всему этому направляет благодать Святого Духа.

Как её приобретают? Иоанн Богослов говорит: «всякое доброе дело сделано в Боге и к Богу ведёт» (Ин.3:20-21). Серафим Саровский говорит о том, что «добродетель», всякое доброе дело — оно да, несёт благодать, но молитву мы можем всегда иметь при себе. Это выражение нашей любви.

Почему святые согрешали? Мы читаем у Иоанна Кронштадского, что он раздражился, осудил человека, которого увидел на клиросе. Обычно люди думают о спасении, о приобретении совершенства (что есть то же самое — спасение), как о том, чтобы достигать чистоты. Вместе с тем какие-то божественные качества приобретать. Но надо понять, вот это всё у святых подвижников, подчёркиваю, превращается в ничто, как только они, по какой-то причине рассеялись и забыли о Боге, осуетились каким-то образом. Это много нужно? День? Час? Много, много и много меньше! Поэтому духовная жизнь — это когда человек прилепился к Богу, умом и сердцем всегда с Ним. Дух бодр, плоть немощна (Мф.26:41). Нужно пребывать непрестанно в духе. Молитесь, чтобы не внити в напасть (Мф.26:41).

Аминь!