Торжество Православия. 25.02.2018

←Вернуться назад

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В неделю Торжества Православия и апостол, и Евангелие говорят о вере. Вера — обличение вещей невидимых, способность души воспринимать невидимый мир. Начинается с того, что человек верует, что есть Бог. Духовный подвиг приводит к тому, что чистые сердцем Бога зрят (Мф.5:8). Разговаривают, беседуют с Богом, с Ангелами, со святыми — языком Ангельским, без слов. В величании преподобных: «…и собеседниче Ангелов». Это то, что обещал Господь апостолам: «увидите небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому» (Ин.1:51).

Игнатий Брянчанинов говорит: «пребывать в вере значит пребывать в смирении и творить милость». Почему в смирении? Потому что только с Божественным смирением приходит любовь. И она действует милостивно. Чтобы приобрести это смирение человеку нужны скорби. Увы, нет другого способа для падшего человечества, чтобы достичь нечто хорошего, только скорбями.

Скорби бывают телесные и душевные. А телесные в свою очередь бывают добровольные и невольные. Добровольные — это когда мы сами стараемся с вами воздерживаться от сна, от пищи, стоим на молитве. А невольные — это когда мы болеем, к примеру. И Паисий Святогорец говорил о своей тяжёлой болезни, что в ней он получил столько, сколько не получил за все свои годы вольных своих трудов и скорбей.

Апостол Пётр говорит: «страдающий плотью перестаёт грешить» (1Пет.4:1). Скорбь душевная — это когда человек сам скорбит, плачет и рыдает о своих грехах, которые видит, если тщательно, как говорит Симеон Новый Богослов: «тщательно старается исполнять Евангельские заповеди». А авва Дорофей говорит: «Из того, что человек старается исполнять Евангельские заповеди, у него не получается, он приходит в смирение». Смирение мы получаем, когда нас люди поносят и унижают. Только нам надо иметь правильное отношение, правильные мысли в себе иметь. Как отцы думали: «люди со мной разговаривают, не гонят меня и не бьют, они не знают, какой я грешник». Не обижаться, не гневаться, в конфликтах не слушать, как бесы тут же тебе расскажут, в чём виноват он или она? Но слушать голос Божий, в чём ты виноват! Ведь если на твоём месте был бы преподобный Сергий или Серафим, они бы наверно так не согрешили.

Апостол говорит о пророках и о праведниках, что они укрепляли себя скорбями. Как обычно человек себя укрепляет? Побольше поспать, побольше поесть, потом как-то повеселиться и теперь скажите, какая благодать пребывает в таком человеке? Он уподобился телёнку или свинке, которую откормили к празднику. И бесы точно зарежут, погубят грехом эту душу.

Скорби телесные и душевные, вольные и невольные — это та дверь, которой благодать Божия входит в вас, и она творит всякую победу над врагами нашими. Только надо помнить, враги наши — не люди, а грехи и духи злобы поднебесной!

Аминь!