Неделя воспоминания Адамова изгнания. Прощеное Воскресение. 26.02.2023

←Вернуться назад

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Это самое главное, приступая к посту, надо понять, что нам приносит благодать Божию? Ведь духовная жизнь — это есть стяжание благодати Святого Духа. И пост, молитвы, поклоны — это только инструмент для того, чтобы эту благодать Божию приобрести. Но что нам эту благодать приносит?

Как это вообще бывает, что на Афоне человек провёл всю жизнь и особо ничего не приобрёл. Приезжает молодой рабочий на этот Афон и у него самодвижная молитва, у него уже бесстрастие — это как? Или отцы оптинские рассказывают: приезжает купец, у него дело, бизнес и у него самодвижная молитва — это как так? Объясните мне. А как мученицы, которым 12… все великие мученицы сколько им лет-то было? 12, 15, 17 — это самое большое. Они же ещё ничего толком не сделали. Что же они сделали такого великого? Что их так сильно мучили? Подождите, ну, тогда людей, которых фашисты мучили, они должны были быть самыми великими святыми! Так что ли получается? Но что благодать эту Божию приносит? Что?

Главный принцип: «прощаются ей грехи многие потому, что возлюбила многое» (Лк.7:47). Человек, если любит, он к этому стремится. И всё, что этому мешает, он не принимает. Не можете работать Богу и маммоне (Мф.6:24). Не можете любить Бога и грех, и небесное, и земное. Это невозможно! Вот в чём принцип! И что по сердцу, то не в тягость. Если человек любит Бога, ему что тяжело молиться? А почему тебе тяжело молиться? Почему тебе в Храм тяжело ходить? Любишь грех. Потому тебе тяжело. Тебе потому и тяжело.

Мы эти три недели заговлялись не только на мясо и молоко, но на словеса Божии! Что такое заговенье? Это как вдох! Человек хочет нырнуть глубоко, он глубокий вдох делает. Ты хочешь какой-то старт хороший взять, в эту первую неделю поста, ты эти словеса Божии воспринимаешь, которые тебе помогут это сотворить. Заговенье на словеса. И помнить формулу совершенно конкретную: как проведёшь первую неделю, так весь пост проведёшь. Как пост проведёшь, так весь год проведёшь. Но первая неделя без Великого Покаянного Канона — это ничто.

Что такое Великий Покаянный Канон? Человек оставил всё… Кстати, патриархийные заведения они на первую неделю вообще перестают работать. Благочестивые люди, зная важность этих дней, берут себе отпуск на первую неделю. Чтобы всё оставить, чтобы понять, что это самое главное, погрузиться в духовную стихию, рассмотреть грех, совершить покаяние. И мы постепенно, эти первые три недели сходим как бы глубоко внутрь своей души, чтобы в Крестопоклонную неделю совершить главное — это изменение, чтобы в нас что-то пакостное умерло.

Это принцип такой, понимаете? Страсти они не отрезаются от человека, иначе надо всего человека вырезать. Они должны как-то умереть, хотя бы часть какая-то из них умереть, чтобы на этом месте образовалось нечто Божественное, новое. И последующие недели после Крестопоклонной недели, они… Мы потихонечку как-то выходим уже, поднимаемся, возвращаемся и главное дело — уже хранить то, что ты приобрёл в середине поста. Мы воскресаем вместе с Лазарем в Лазареву субботу и Четыредесятница на этом заканчивается. Потому что Страстная седмица — это уже другое. Мы уже смотрим не на свои грехи, а на страсти Спасителя.

Не трепещи душа христианская, не надейся на себя! Что будет? Как это у меня получится? Этот Великий Пост, так всё это тяжело.

Во-первых, этот пост не про диету, не про еду. Иначе тогда вегетарианцы были бы самыми святыми людьми. Но у них же ничего не получается, что едят какую-то растительную пищу. Не про еду! Это только инструмент. Сколько можешь, сколько здоровье позволяет, столько и постись.

Умное делание! Что такое любить Бога? Человек всё время умом, душой к Богу тянется. Его не надо агитировать: «ты давай молись, молись непрестанно»! Он без того молится непрестанно. В этом есть любовь! Что человек всё время молится и всё время не принимает помыслы. Это и есть духовная жизнь — неприятие помыслов бесовских. Это и есть христианство. Человек в молитве, в трезвении и не принимает помыслов. Вот это любовь! Вот это христианская жизнь! И пост не совершается какими-то человеческими силами. «Не надейся на князи, на сына человеческого» (Пс.145:3). Не надейся ни на свои силы, ни на наставников, ни на отцов. Наставник у вас один — Христос, говорит Сам Господь. И Отец один иже есть на небесах. (Мф.23:9-10) Т.е. благодать Божия только совершает этот пост, всё это изменение.

Смотрите, как у протестантов оскудение такое, что поста вообще нету. У католиков смешной пост, так только приблизительно что-то напоминает о чём-то, но это смех, а не пост. Только в Православии, в котором сохранена эта благодать, полностью апостольская — этот пост и совершается. Заметьте такую вещь, отцы говорят очень часто об этом: «как только человек рассеялся, празднословие пошло, с людьми поговорил. Всё, тут же хочется есть. А когда он в уединении с молитвой, ему есть не хочется. Он в благодати, с Богом находится».

Господи, благослови пост! Пресвятая Богородица спаси нас! Все святые молите Бога о нас!

Аминь!