Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Накануне Великого Поста вспоминаем изгнание Адама из Рая. Для того, чтобы вспомнить, где наше отечество? Где наша Родина? Где наш дом? Чтобы мы не боялись ни своей смерти, ни смерти близких нам людей. Чтобы мы, как отец Иоанн Крестьянкин в своём завещании, говорили: «На пороге новой жизни стою, с трепетом сердца ожидая встречи с Господом моим. Встречи, к которой всю жизнь стремилась душа моя». Т.е. душа всю жизнь усердно, тщательно боролась с грехом, не примирялась даже с самым мелким грехом.
Но, увы, нам. Мы знаем, что должны и можем быть, как Ангелы Божии во плоти, для этого призваны — для общения с Богом и с Ангелами, знаем, что это возможно. Сказал Бог: «Аз рех Бозе есте» (Пс.81:6) и ещё: «Будьте святы яко Аз свят есть» (1Пет.1:16). Но мы, подобно Адаму, постоянно прельщаемся плодом греха, за что изгоняемся постоянно из Рая. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17:21).
Об этом плоде греха говорится: «похоть плоти, похоть очес, гордость житейская» (1Ин.2:16). Т.е. прельщаемся угождением плоти — многоспанию, объядению, блуду. Прельщаемся блеском внешним, покрасивее нарядиться, чтобы восхищать, прельщать других, блеснуть умом, умением, богатством. А Господу диавол предлагал: «Бросься вниз с крыши Храма, сказано же, на руках тебя возьмут» (Лк.4:9-10), т.е. соверши чудо — блестящее, но пустое.
А гордость житейская — это ещё желание властвовать, унижать, осуждать, гневаться, ненавидеть. Но на всё это есть управа. Поётся: «приспе», наступило время подвига, всеоружное воздержание, вот управа на всё это. Не только на страсти плотские, но и на страсти души: гордость, тщеславие, уныние. Нам совершенно необходима длительность поста! Великий Пост он не только великий по духовным событиям, но и по времени. Это нужно для того, чтобы мы приобрели новые привычки, новые навыки, чтобы мы укрепились в них в течение этого длительного времени. Чтобы привычки греха заменились новыми привычками. Мыслить и действовать так, как мыслит и действует Господь, Ангелы и святые. Поётся, что всеоружным воздержанием этим Моисей стал собеседником Богу. И мы сподобимся Воскресение Христово видеть!
Аминь!