Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
«Увы мне, мрачная душа моя, почто злаго не отрываешися»*. Душа моя, которая греха не отвергается.
Чудеса не для неверующих, а для верующих. Мало кто, увидев схождение благодатного огня, мироточение, исцеление и прочее много, обращается к Богу. Это для верующих — утешение, укрепление, в том смысле, что Господь с нами. Так и воспоминание Страшного суда — это не для неверующих, а для верующих. Кто это из неверующих обратился к Богу, когда его пугали? «Вот тебя сейчас будет Господь судить и Господь тебя накажет!» Человек обращается к Богу от того, что он полюбил нечто Божественное, Небесное, так он обращается. Воспоминание Страшного Суда — это для нас, для верующих, потому что у нас есть искушение: всю нашу жизнь привести в какое-то формальное исполнение, в фарисейство. Не имея работу, искать грех. Не имея работу, плакать и рыдать о нём, переживать о нём. Как говорят преподобные отцы: «мученики совести».
Это для нас, чтобы мы не расслаблялись, не унывали, не бездельничали, не успокаивали себя этим формальным житием. Для нас этот Страшный суд, воспоминание. Мы сейчас должны пережить, благодатью Божией увидеть всё это: огонь неугасающий, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов (Мк.9:43-46), сейчас! Для чего? А чтобы потом ничего этого не было.
Евангелие от Иоанна: «Аминь, аминь глаголю вам, слушаяй словесе Моего и веруяй в Пославшего Меня, имать живот вечный и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Не приходит на суд тот, кто уже сотворил Любовь Божию. Что значит сотворил Любовь Божию? Очистился от страстей, к Богу прилепился. Как апостол говорит: «хочу разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23). Преподобный Иоанн Крестьянкин говорит в своём завещании: «Трепещет душа моя, ожидая встречи со Христом, к которому всю жизнь стремилась душа моя».
Когда человек постится у него есть такое искушение. У него же вся жизнь направлена внутрь, на рассмотрение греха. Он ненавидит грех, он сам себя осуждает. И есть искушение всю эту ненависть и осуждение направить вовне, на людей. Поэтому когда постишься, других не осуждай! Надо воспринять верою видение отцов, они видели людей, как Ангелов. Почему? Они в себе пережили возрождение образа Божия. Поэтому и на других, когда смотрят, они видят, чем Человек может быть! Это образ Божий, который Господь своими страданиями и Воскресением воссоздал. Не на грехи смотрит, а на будущую возможность Человека.
Обратите внимание на то, что в Евангелии не только грешники, но и праведники удивляются: «Господи, когда это мы видели тебя нагим, голодным и в заключении и благотворили тебе?» (Мф.25:35-40) Не только грешники этому удивляются, но и праведники, которые знали Евангелие! Это тайна. Это надо постигать. Вот это всё, что Господь — второй Адам, что Его природа в нас от Крещения, что Он нас питает Телом и Кровию Своею. И что Духа Своего дает. Поэтому отцы-то и видят в человеке Христа. Но это тайна даже для них непостижимая, «тайна велика сея есть аз же глаголю во Христа и Церковь».
Иоанн Златоуст говорит, что «как душа больше тела, она превосходит тело, она содержит тело, так и милостыня для души больше, чем милостыня для тела». Мы на всякий день многократно встречаем разных людей и эта область, благотворить душе человеческой, бесконечна! Всё время одно и то же, всё время от тебя требуется терпение, снисхождение, милосердие, какие-то труды. Но жалеть сил на это не надо! Мы этим спасаемся! Благодаря этому мы от Христа воспринимаем Святого Духа! Духа смирения, терпения, милосердия, снисхождения, благотворения. А значит и Духа мира, любви и радости.
Аминь!
* Из стихир на стиховне, гл. 8. Увы мне, мрачная душе, | доколе от злых не отреваешися? | доколе унынием слезиши? | что не помышлявши о страшном часе смерти? | что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова? | убо что отвещаеши? | или что отречеши? | дела твоя предстоят на обличение твое, | деяния обличают клевещуща. | Прочее, о душе, время наста: | тецы, предвари, верою возопий: | согреших, Господи, согреших Ти; | но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, | да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, || великия ради милости Твоея.