Воспоминание Адамова изгнания. 08.03.2015

←Вернуться назад

… и уход в страну далече. «Боже, согреших на небо и пред Тобою, сотвори мя яко единого от наемник Твоих» (Лк.15:18-19). Напоминание о страшном и славном суде Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, нас звало к познанию себя, к покаянию. И вот сегодня уже последний день в предверии Великого поста. В этот день воспоминает Церковь страшную трагедию, совершившуюся с человечеством на заре её истории. Изгнание в лице общего нам всем праотца Адама от лица Божия, изгнание Адама из рая. Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лица снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и кормить своих детей, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному (Быт.3:17-19).

Плакал Адам по изгнании своем сидя прямо рая. Плакал вспоминая, кем он был, чем обладал и Кого лишился. И в Адаме первом всё человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь издёрганный и усталый плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что …. и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья. Ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы изгнанники, рай далеко и чем дальше живёт человечество от времени падения, тем туманнее в нём становится прекрасный образ рая. Тем глубже боль и страдание человечества, и тем больше стирается образ и подобие Божие в человеке. И погиб бы мир давно, если бы не второй Адам — Христос. Вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться. И мы все несём на себе сейчас тугу и тяжесть жизни изгнанника, но и мы же те, кто живет жизнью Церкви и знаем её райскую радость от Царских врат и животворящий и ликующих слов: «Христос Воскресе»! И в них изначальная близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост. И Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти и обрести, и вернуть можно лишь покаянием, подвигом, трудами великого воздержания.

Пройдёт всего несколько часов и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится. Произойдёт нечто, что наложит на всё печать некоторой сосредоточенности и внимания — это настанет Святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния. Постом и молитвою принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом. Постом и молитвою получает он дар рассуждения и ум Христов. Пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, «ибо свет во тьме светит и тьма его не объят» (Ин.1:5). А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает добро или злое. Если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдания и смерть, то только послушанием, постом и молитвою, этой нашей живой жертвой любви к Богу возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это есть рай уже на земле.

Но обратите внимание, что говорит отец Иоанн Крестьянкин: «сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу, и к людям одновременно». Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату, к человеку, то омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог бы быть так близко в сердце нашем — уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.

Но как любить грешника? Как любить врага? И Господь приходит на помощь, Он даёт нам молитву Господню и каждый день слышим: «и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». Этой молитвой Господь говорит нам: «посмотри на себя, ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставлять должное, это ты есть тот самый грешник, это ты чей-то враг, ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил. Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви». И звучат слова сегодняшнего Евангелия: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите и спасены будете, и наследуете рай.

А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, что все наши подвиги и усилия (в жизни вообще и на поприще Великого Поста в частности) будут тщетными. Этот путь один, путь любви к людям начинающийся с неосуждения. Мы погибаем судом: ведь, где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом. И только любовь прикрывает наготу брата своего, а мы судим. И этот суд оборачивается для нас приговором нам же: «суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак.2:13). И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви, там нет спасения.

Три мысли в сегодняшнем Евангелии. Первая о прощении и осуждении, о чем мы уже сказали, вторая о том, чтобы творить подвиг не на показ, в сокровенной части души нашей. Иначе мы уже получим награду от людей, но не от Бога. Милосердный Господь предупреждает о том, чтобы пост наш не был тщетным, бесполезным. И третье: «где сокровище ваше, там и сердце будет ваше» (Мф.6:21). Давайте решительно на время поста откажемся от земных забот, привязанностей, чтобы милостью Божией это стало привычкой, которая сможет изменить нашу жизнь.

Днесь весна душа, Святой Великий пост при двери. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы. И даст спасительный плод воскрешения душ убогих. Войдем же в Великий пост, встанем на поприще его подвигов, покаяния, воздержания и смирения. И утвердимся в них, чтобы получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху, райское сияние на земле.

Аминь!